Почему чат-боты — это невероятный сдвиг в области.
В последнее время технологический мир без устали говорит о чат-ботах, а гендиректор Microsoft уже окрестил их «революцией в сфере приложений».
Но за рамки дискуссий обычно выпадает причина, по которой чат-боты представляют собой столь значительный сдвиг в отрасли.
На фундаментальном уровне они меняют идею приложений или отдельных элементов программного обеспечения.
Концепция
Прежде всего следует разобраться, что собой представляют чат-боты. Их основная идея — «общение как платформа». Боты — виртуальные помощники, программы, которым можно отдавать устные распоряжения. Как Siri, только лучше.

Сама идея не нова. Первые боты появились еще в 1960-х, но особенную популярность они приобрели на платформах вроде AIM — помните SmarterChild? Проблема в том, что старые боты не могли ничего, кроме как рассмешить.
Причина нынешней одержимости в том, что сегодня мы достигли уровня развития искусственного интеллекта и обработки естественного языка, который позволяет ботам нести в себе не только элемент технологической новизны, но и давать конкретную пользу человеку.
Представьте, что с приложением можно говорить, как с человеком. Сама возможность этого воплощает в жизнь фантастические мечты многих людей, да и концепция проста для понимания.
Потенциал ботов перевернуть нынешний порядок вещей базируется не только на умении понимать речь, но и на том, как эта способность повлияет на саму идею «операционной системы».
Проще говоря, боты могут до неузнаваемости изменить традиционный способ взаимодействия человека с программным обеспечением.
Сказание о двух ботах
Чтобы осознать, как боты изменят будущее, давайте рассмотрим два их основных типа.
Первый назовем «посыльным». Примером может служить недавно запущенный авиакомпанией KLM Royal Dutch бот, встроенный в Facebook Messenger. Он помогает клиентам «узнать номер рейса, получить номер посадочного талона, рассылает напоминания, обновляет статус полета и осуществляет поддержку пользователей прямо в чате Messenger», — пишет Tech Insider.
Бот повторяет все функции клиентского центра KLM. Просто напишите ему в Facebook Messenger, и он поможет. Вот как выглядит переписка:

По слухам, в этом месяце Facebook откроет «магазин ботов». Такой тип «посыльных» ботов уже широко популярен в китайском WeChat — приложении для обмена сообщениями с миллионами пользователей. В скором времени можно будет заказать автомобиль, пиццу или что угодно, напрямую написав соответствующему боту.
«Посыльные» боты практичны, однако по своей сути они представляют обычные программы в ином обличье.
С таким же успехом KLM могла бы разработать отдельное приложение для iPhone, но теоретически проще использовать ботов в существующих приложениях вроде Messenger. Важно отметить, что эти боты значительно отличаются друг от друга. У каждой компании — свой бот.
Широкое распространение таких ботов скажется на мощности платформ, для которых они предназначены, будь то среда от Facebook, Kik или WeChat. При этом они не уничтожат классическую парадигму приложений. Они изменят облик, выведут на иной уровень работу с пользователем, но не затронут ее содержание. Все они — обычные программы с названием и компанией-разработчиком.
Эра пользовательского интерфейса
Существует второй тип чат-ботов, способный фундаментально изменить саму идею приложений. Они размывают границу между программой и операционной системой. Их называют «универсальными ботами», «ботами интерфейса».
Ярким примером такого типа является Alexa от Amazon. Взрывом своей популярности она обязана гаджету Echo.

Юджин Ким так описал новое устройство от Amazon:
«Компания разработала умного, понимающего речь помощника, способного проигрывать музыку, сообщать новости и заказывать бакалею — все это при помощи голосовых команд из любой части дома».
В основе всего предприятия лежит Alexa, робот с искусственным интеллектом.
Alexa — не реализация какого-нибудь узконаправленного приложения. Она ваш единый виртуальный помощник по дому — именно такими замышлялись Siri или M от Facebook. Если вам что-нибудь нужно, вы говорите Alexa. Ее присутствие ощущается в воздухе, она всегда ждет от вас команды. Alexa — операционная система, а не программа.
В случае с Alexa концепция приложения становится расплывчатой. Где заканчивается Alexa и начинается программа? Когда вы интересуетесь температурой на улице, откуда берутся эти данные?
Суб-боты
У Alexa есть собственные типы интегрированных приложений. Их часто ошибочно называют ботами. Правильнее именовать их суб-ботами. У них нет собственного характера, как у чат-бота Facebook или Tay от Microsoft. Они просто добавляют новые элементы к супервозможностям Alexa. Взаимодействуя с суб-ботом, вы по-прежнему обращаетесь к Alexa.
Примером служит интеграция Alexa с Uber. В феврале Alexa научилась заказывать такси через Uber, если ее попросят. Стоит сказать: «Свяжи меня с Uber», «Организуй мне поездку» или любую вариацию этих фраз, и она свяжет вас с Uber. Можно просто попросить: «Вызови мне такси».
Опыт с такси показывает, как Alexa и другие универсальные чат-боты меняют мир.

Alexa понимает: требуя вызвать такси, вы подразумеваете Uber. И большинство людей не будут с ней спорить. Таким образом Alexa тонко вмешивается и направляет человека, если тот не знает, чего именно хочет. Поскольку у людей так часто бывает, Alexa получает в свое распоряжение отличную возможность.
История показывает: подобное «вмешательство» существует давно. Например, Apple исключает приложения, не отвечающие стандартам App Store, а Microsoft многие годы без согласия пользователей включает в операционную систему Internet Explorer. Вот лишь два способа, которыми компании продвигают свое ПО, хотя существует множество других.
В современных условиях общая парадигма приложений такова: вы узнаете о новой интересной программе, скачиваете ее, пробуете, и, если она понравилась, начинаете постоянно пользоваться. Когда приложение обладает отличительным чертами и обретает высокую популярность, часто возникает соответствующий глагол: например, «уберить».
Но с Alexa рисуется картина будущего, когда не надо загружать Uber или создавать учетную запись. Как только вы вызовете такси, Alexa свяжется с Uber и запросит разрешение на использование вашей кредитной карты, сведения о которой уже есть в Amazon. Можно даже не знать, что такси вызвано через систему Uber — в этом состоит особенно выгодное свойство Alexa. Вы просто отмечаете в уме, что Alexa вызвала такси, и продолжаете заниматься своими делами.
Смена власти
В мире универсальных ботов разработавшие их компании получают невероятные полномочия решать, какие суб-боты — новые функции — использовать. Все, от марки пиццы до источника ежедневных новостей, будет определяться ботом.
Именно в способности помогать заключается очарование виртуального помощника — да и любого другого. Вы говорите им, чего хотите, а детали они утрясают самостоятельно.
В деталях заключена особая власть. Не думайте, что Amazon не знает этого.
Свежие комментарии